
Когда слышишь ?козловой кран регистрация?, многие сразу думают о формальностях, подаче документов в Ростехнадзор и всё. Но на деле, особенно с импортным оборудованием, это лишь вершина айсберга. Основная путаница начинается с момента, когда пытаешься понять, что именно подлежит регистрации, а что нет, и какие документы от производителя будут приняты без лишних вопросов. Часто заказчик, купив кран, даже не смотрит на наличие российских сертификатов или протоколов испытаний, соответствующих нашим нормам, а потом упирается в стену при оформлении.
Вот, к примеру, работали мы с оборудованием от ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование. Компания солидная, китайский производитель с лицензией класса A на спецоборудование, что уже хорошо. На их сайте https://www.sddscrane.ru указано, что они выпускают и козловые краны в числе прочего. Но когда пришла пора оформлять регистрацию козлового крана на одном из наших объектов, возникли нюансы.
Их документация была на русском, что редкость, но вот протоколы заводских испытаний... Они были составлены по своим внутренним стандартам. Наш инспектор, человек дотошный, начал придираться к формулировкам в протоколе динамических и статических испытаний. Мол, где ссылка на конкретные пункты наших ПБ? Пришлось связываться с техотделом Диншэн, запрашивать дополнительные разъяснения и даже проводить выборочные проверки уже на месте. Выяснилось, что их краны, в принципе, соответствуют, но бумажное оформление этой ?соответственности? — отдельная песня.
Это типичная история. Производитель, даже имея все сертификаты типа CE или свои китайские ?А?, не всегда понимает специфику именно российской процедуры регистрации кранов. Они думают, что раз лицензия есть, то и документы автоматически подходят. А у нас инспектор смотрит не на красивую печать, а на то, как описан, например, контроль сварных швов или испытания тормозов. Мелочь, а остановить весь процесс может.
Исходя из этого, выработал для себя правило: прежде чем заказывать кран, особенно у зарубежного поставщика вроде ООО Шаньдун Диншэн, нужно сразу запросить не просто коммерческий каталог, а пакет документов, который пойдёт непосредственно в Ростехнадзор. И сверять его с действующими ПБ , ФНП и т.д.
Что должно быть обязательно? Паспорт крана, конечно, на русском. Но не просто перевод, а адаптированный — с указанием пунктов наших правил, которым соответствует каждая характеристика. Руководство по эксплуатации — аналогично. Самый больной вопрос — это протоколы приемочных испытаний (ПСИ и ПДИ). Они должны быть оформлены так, будто их проводили для российской площадки. Хорошо, если производитель идёт навстречу и может выдать документы в нужной форме.
Упомянутая компания, к их чести, после нашего случая стали более гибкими в этом плане. Видимо, набили шишек не только мы. На их сайте теперь более чётко прописано про сопроводительную документацию, но всё равно лучше уточнять в каждом конкретном случае под регистрацию козлового крана.
Допустим, документы более-менее привели в порядок. Дальше — монтаж. И вот здесь тоже зарыты собаки для последующей регистрации. Инспектор приедет и будет смотреть не только бумаги, но и сам кран. Как смонтирован, как заземлён, как проложены кабели.
Был случай с краном от Диншэн — электрическая часть. Схемы в паспорте были, но монтажники, наши же, решили ?упростить? разводку кабелей по балке. Сделали не по схеме, а как им казалось логичнее. В итоге при проверке инспектор заподозрил несоответствие монтажной схеме из паспорта. Пришлось экстренно переделывать, вызывать представителя производителя (к счастью, у них есть поддержка) для составления акта о соответствии фактического монтажа. Процедура регистрации затянулась на месяц.
Вывод: документация и физический объект должны быть единым целым. Любое отклонение на месте от того, что на бумаге, — красная тряпка для инспектора. И это правильно, в общем-то, вопрос безопасности.
Главная ошибка — считать, что регистрация козлового крана начинается после его установки. Нет, она начинается на этапе выбора поставщика и формулировки технического задания. Нужно сразу прописывать условие о предоставлении полного пакета документов для регистрации в РФ.
Вторая ошибка — экономия на услугах организации, которая будет вести эту самую регистрацию. Часто заказчик поручает это своим технологам ?заодно?. Но если человек не сталкивался с этим постоянно, он упустит десяток мелочей. Специализированные фирмы, которые ведут процесс от сбора документов до получения удостоверения, знают все подводные камни и требования конкретных инспекторов в регионе. Их услуги окупаются сэкономленным временем и нервами.
Третье — не поддерживать связь с производителем после покупки. В случае с тем же sddscrane.ru, у них есть техподдержка. При возникновении вопросов от инспектора лучше сразу обратиться к ним за официальным разъяснением или дополнительной справкой. Это легитимно и ускоряет процесс.
Так что, возвращаясь к козловой кран регистрация. Это не бюрократическая процедура, а по сути, финальный аудит всего цикла: от правильности выбора оборудования, качества его изготовления у такого производителя, как ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование, до грамотности монтажа и пусконаладки. Если на каком-то этапе схалтурили, регистрация это выявит.
Сейчас, глядя на новый проект, я уже на старте закладываю время и бюджет не только на покупку и монтаж крана, но и на его легализацию. И начинаю с тщательного анализа того, что может предложить производитель по части документов. Потому что даже самый надёжный козловой кран без правильной регистрации — просто груда металла, которую нельзя эксплуатировать. А опыт как раз и заключается в том, чтобы связать эти два понятия в одну рабочую цепочку без сюрпризов.