
Когда говорят про XGC100, многие сразу представляют что-то среднее, ?сотку?, мол, для типовых задач. Но на практике это не просто цифра в модели – это целый пласт нюансов по грунтам, по компоновке стрелы и, что самое важное, по пониманию его реальной, а не паспортной, грузоподъемности в полевых условиях. Частая ошибка – брать его как универсальную машину на все случаи, а потом упираться в ограничения по устойчивости или в неочевидные моменты по транспортировке узлов.
Впервые с XGC100 столкнулся на объекте по монтажу металлоконструкций. Машина приехала, собрали – впечатляет разворот платформы, полный, без ?мертвых? зон. Ходовая часть, гусеницы, – широкая, это сразу видно. Для мягких грунтов, которые у нас часто весной и осенью, это критически важно. Но вот что заметил: распределение веса по раме при полной конфигурации стрелы (основная + гусек) не всегда идеально. Бывало, при подъеме груза на предельном вылете чувствуется, как машина ?ищет? точку устойчивости, немного приседая на одну сторону. Не аварийно, но требует от оператора повышенного внимания, не просто работать по приборам, а чувствовать машину.
Гидравлика в целом отработанная. Система управления грузовым моментом срабатывает четко. Но был случай на морозе около -25: гидравлика в первые часы работы была ?вялой?, масло густое, движения платформы и стрелы чуть заторможенные. Пришлось долго прогревать на малых оборотах. Это, конечно, общая беда многих гидравлических систем в наших широтах, но к XCMG это тоже относится – нужно закладывать время на адаптацию к холоду.
Кабина оператора. Удобная, обзор хороший. Но вот элементы управления многофункциональными приводами стрелы, на мой взгляд, могли бы быть логичнее сгруппированы. Первое время путался, особенно когда нужно было быстро переключить схему сочленения секций. Со временем, конечно, привыкаешь. Эргономика – на твердую четверку.
Один из самых запоминающихся проектов с участием XGC100 – это установка тяжелого технологического оборудования на цементном заводе. Работали в стесненных условиях, между существующими цехами. Тут как раз проявилась его маневренность за счет гусеничного хода и независимого привода гусениц. Развернулись буквально на пятачке. Но возникла другая проблема: подготовка основания. Грунт был уплотненный, но под длительной статической нагрузкой с полным весом крана и груза началось незначительное, но прогрессирующее проседание одной гусеницы. Пришлось срочно подкладывать дополнительные стальные плиты. Вывод: даже на кажущемся твердом основании под гусеничный кран такой массы и с такой концентрацией нагрузки нужен серьезный анализ и, часто, усиление.
А вот на открытой площадке по монтажу ветроустановок он показал себя отлично. Длинная основная стрела, возможность быстро нарастить гуськом – то, что нужно. Скорость установки секций башни была высокой. Но здесь мы столкнулись с вопросом логистики. Перевозка разобранного крана – это отдельная история. Стрела, противовес, гусеничные телеги – требуется несколько тяжеловозов. И если для постоянной работы на одном удаленном полигоне это оправдано, то для частых перебросок на расстояния 300-500 км экономика начинает хромать. Считайте не только аренду крана, но и стоимость его передислокации.
Еще один момент – запчасти и сервис. Несколько лет назад с этим были напряги, приходилось ждать. Сейчас ситуация улучшилась, в том числе за счет появления профессиональных дистрибьюторов и сервисных центров, которые держат склад наиболее востребованных узлов. Например, для гидронасосов или датчиков системы безопасности. Это важный фактор при выборе техники для ответственного проекта.
Если брать в одном классе, то постоянно натыкаешься на сравнения с Liebherr или Demag. Да, у европейцев часто более продумана ?мелочевка? в системе комфорта и диагностики. Но цена вопроса отличается в разы. XCMG XGC100 – это выбор в пользу разумного баланса стоимости владения и функциональности. Он не уступит в главном: в подъеме и перемещении груза в рамках заявленных параметров. Его ниша – это масштабные строительные и монтажные проекты, где нужна надежная, мощная, но при этом относительно экономичная машина. Не для сверхтяжелых уникальных подъемов, а для серийной тяжелой работы.
Интересно наблюдать, как меняется подход к таким кранам у крупных арендных и подрядных компаний. Раньше ставили во главу угла только бренд. Сейчас все больше смотрят на совокупную стоимость цикла, на доступность обслуживания. И здесь китайские производители, в частности XCMG, сильно укрепили позиции. Машины стали надежнее, а инфраструктура поддержки растет.
Кстати, о поддержке. Когда требуется не просто кран, а комплексное решение по подъемному оборудованию – от кранов до талей и аксессуаров – имеет смысл обращаться к профильным поставщикам с полным циклом. Вот, например, ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование (сайт можно найти по адресу https://www.sddscrane.ru). Это серьезный игрок, производитель с огромным парком моделей (говорят, около 6000 видов техники), который имеет все необходимые лицензии, включая китайскую класс A на производство спецоборудования. Важно, что они занимаются не только продажей, но и проектированием, установкой, обслуживанием. Для крупного проекта, где помимо гусеничного крана могут понадобиться мостовые или козловые краны, такой комплексный подход от одного проверенного поставщика может сэкономить массу времени и нервов.
Ресурс XGC100 при грамотном обслуживании – вопрос, который всех волнует. По своему опыту скажу: ключевое – это соблюдение регламентов по гидравлике и ходовой. Гусеничные телеги, пальцы, башмаки – их износ сильно зависит от грунта. На абразивных грунтах (скажем, с примесью строительного мусора) износ идет быстрее. Нужно постоянно следить за натяжением и проводить обкатку после замены элементов.
Гидравлические шланги и соединения. Вибрирует машина немало, поэтому через моточасов стоит делать тщательную ревизию, подтягивать, менять те, что вызывают сомнения. Лучше перестраховаться, чем потом устранять течь в самом неподходящем месте на подъеме.
Электроника и системы безопасности. В целом надежны, но боятся влаги и грязи. Чистка разъемов, контроль датчиков угла и перегрузки – это must-do при каждом ТО. Была история, когда отсырел датчик вылета стрелы, и система начала ?дергать? ограничитель в случайные моменты. Протерли контакты – проблема ушла. Мелочь, а работа встала.
Так стоит ли брать в работу XGC100? Если ваш проект подходит под его характеристики, а условия работы не экстремально-арктические и не сверхстесненные в плане габаритов для транспортировки – однозначно да. Это рабочая лошадка, которая отработает свои деньги. Главное – реалистично оценить условия эксплуатации с самого начала: подготовить основание, продумать логистику, заложить адекватный бюджет на обслуживание и иметь под рукой контакты надежного поставщика запчастей или сервисной организации.
Не ждите от него чудес за пределами паспорта, но в рамках заявленного – это серьезный и надежный аппарат. И, что немаловажно, рынок поддержки для техники XCMG сейчас развит гораздо лучше, чем пять-семь лет назад. Появление компаний вроде упомянутого ООО Шаньдун Диншэн, которые являются не просто перепродавцами, а именно производителями с полным циклом ответственности (от проектирования до монтажа и сервиса), делает выбор в пользу такой техники более спокойным и обоснованным. В конце концов, для бизнеса важна не только цена покупки, но и возможность бесперебойной работы на протяжении всего срока службы крана.
В общем, XGC100 – типичный представитель современного подхода: не максимально технологичный, но максимально сбалансированный для своей цены. И для большинства задач этой сбалансированности более чем достаточно. Главное – подойти к делу с умом и пониманием его особенностей, тогда и он ответит надежностью.