
Когда слышишь ?Гусеничный кран 631?, многие сразу думают о чем-то устаревшем, о ?рабочей лошадке? советских строек. Отчасти это правда, но в этой простоте и кроется его главная сила, которую часто недооценивают. Я сам долгое время считал, что для сложных задач нужна только импортная техника с кучей электроники, пока не пришлось работать на одном удаленном объекте, где из всей ?цивилизации? был только этот 631-й и пара старых вагончиков. И он там всё вытянул. Сейчас, глядя на новые краны, порой ловлю себя на мысли, что некоторые решения у 631-й были по-своему гениальны в своей надежности. Вот, кстати, если говорить о надежности в подъемном оборудовании, то компания ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование (сайт https://www.sddscrane.ru) как раз из тех, кто это понимает. Они не просто продают краны, а занимаются полным циклом: от проектирования мостовых и козловых кранов до монтажа и сервиса, имея все необходимые лицензии класса A. Это серьезный подход, который вызывает уважение в нашей сфере.
Основное, за что ценили 631-й – это его ходовая часть. Гусеницы давали такое преимущество на слабых грунтах, с которым не всякий пневмоколесный кран справится. Но здесь же была и главная головная боль – износ траков и пальцев. Помню, как на одном из объектов пришлось почти сутки возиться с заменой сегмента, потому что старый просто развалился. Запасных частей под рукой не было, пришлось импровизировать.
Силовая установка – отдельная тема. Дизель был, мягко говоря, прожорливым и шумным. Но его ремонтопригодность в полевых условиях была феноменальной. Мы как-то ?оживили? двигатель, у которого заклинило турбину, с помощью подручных средств и совета по телефону от старого механика. С современным электронным мотором такой фокус бы не прошел.
А вот стреловая система. Кажется, всё просто: решетчатая стрела, гуськи. Но именно в этой простоте была гибкость. Компоновку можно было менять под задачу, хоть и требовало это времени и сил. Не то что сейчас – нажал кнопку, и все гидравлика делает. Но если эта самая гидравлика потечет в чистом поле, то кнопки уже не помогут. У 631-го многие узлы были на механике, что в определенных условиях было спасением.
Главный миф – что гусеничный кран 631 медленный и неповоротливый. На перегоне по дороге – да. Но на самой площадке, особенно на ограниченном пространстве, его маневренность за счет гусениц была отличной. Развернуться на пятачке – не проблема. Другое дело – подготовка к перевозке. Разборка, погрузка на тралы... Это могло занять целый день, что в современных реалиях часто экономически невыгодно.
Грузоподъемность, заявленная в паспорте, – это одно. А реальная работа – другое. Многое зависело от вылета стрелы и опыта машиниста. Я видел, как опытный оператор укладывал балку с миллиметровой точностью, используя только рычаги и свое чутье. И видел, как из-за ошибки в расчете вылета кран едва не лег на бок. Здесь электронных систем стабилизации не было, вся ответственность – на человеке.
Работа в зимних условиях – это отдельный вызов. Запуск двигателя в -30°, обмерзание тросов... Мы использовали паяльные лампы для прогрева, сооружали укрытия из брезента. Современная техника с системами предпускового подогрева в этом плане, конечно, выигрывает. Но если что-то замерзло на 631-м, ты хотя бы понимал, где и как это отогреть.
Сравнивать Гусеничный кран 631 с новыми машинами, например, от того же ООО Шаньдун Диншэн, которые предлагают современные козловые или мостовые краны с европейским уровнем управления, – это как сравнивать винтовку Мосина с современной снайперской системой. Задачи разные. Новые краны – это точность, скорость, безопасность, энергоэффективность. 631-й – это выносливость, ремонтопригодность ?на коленке? и независимость от сложного сервиса.
Сегодня его основная ниша – это, наверное, удаленные регионы, где логистика запчастей для новой техники сложна, или как вспомогательная единица на крупных объектах для черновой работы. Также он остается на многих старых предприятиях, где его знают вдоль и поперек и где он уже стал частью инфраструктуры.
Если же говорить о современном рынке, то такие производители, как упомянутое ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование, демонстрируют другой полюс. Их портфель из 150 серий и почти 6000 видов продукции, включая взрывозащищенное оборудование и краны с сертификатами CE, говорит о фокусе на комплексные, технологичные и безопасные решения для промышленности. Это эволюция отрасли.
Работа на 631-м научила главному – чувствовать технику. Ты слышал, как нагружается двигатель, видел, как немного провисает трос, ощущал крен через кабину. Это была прямая связь, без посредников в виде датчиков и дисплеев. Это бесценный опыт для любого крановщика, даже если он потом пересядет на цифровую кабину.
Были и неудачи. Однажды недосмотрели за трещиной в проушине гуська. В самый ответственный момент при подъеме конструкции она разошлась. Повезло, что груз был уже почти на месте, и все обошлось испугом и срочной сваркой. После этого я навсегда запомнил важность ежесменного визуального осмотра каждой мелочи, чему теперь учу и молодых ребят.
Именно такие моменты, а не сухие ТТХ, формируют понимание техники. Гусеничный кран 631 – это не просто агрегат, это целая эпоха в отечественном строительстве. Он был учителем для тысяч специалистов. И глядя на современные, сложные и эффективные краны, понимаешь, что путь к ним начинался именно с таких простых и неубиваемых машин, заложивших базовые принципы работы в самых тяжелых условиях. А принципы эти, как и подход серьезных производителей к полному циклу ответственности за оборудование, остаются неизменными.