
Когда слышишь 'башенный кран разряд', первое, что приходит в голову неопытному человеку — это, наверное, какая-то электрическая неисправность, искрение, может, даже грозовой разряд попал. И это частая ошибка. В нашем деле, на стройплощадке, под этим обычно понимают нечто более приземленное и от того более важное — процесс, а точнее, этап работы с краном, связанный с его демонтажом, 'разрядкой', если можно так выразиться. Но и тут не всё однозначно. Это не просто разобрать по болтикам. Это целая операция, обратная сборке, но со своими специфическими рисками и подводными камнями.
Почему я настаиваю на термине 'разряд'? Потому что демонтаж — это общее понятие. А 'разряд' башенного крана — это конкретная последовательность операций по уменьшению его высоты или полной разборке секций мачты и стрелы с помощью собственных механизмов крана или вспомогательного автокрана. Ключевое — контроль. Контроль над центром тяжести, над расстроповкой элементов, над тем, чтобы каждая отстыкованная секция или элемент не пошел в 'свободный полет'.
Здесь часто ошибаются, пытаясь ускорить процесс. Была история на одной из площадок под Казанью: решили снимать секции мачты, не дожидаясь оптимального ветра, мол, 'слегка дует, не страшно'. Ветровая нагрузка — она коварна. Отстыкованная секция, висящая на лебедке, — это уже не часть жесткой конструкции, это маятник. Её раскачало, чуть не зацепило соседнее здание. Всё обошлось, но осадок и простой — на неделю. После такого начинаешь трижды перепроверять прогноз погоды и инструкцию по разряду башенного крана.
Именно поэтому в компаниях, которые серьёзно подходят к оборудованию, как, например, ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование, в паспортах на краны всегда есть отдельный, подробный раздел по порядку разборки. Не просто схема, а пошаговый регламент: какие стропы где крепить, под каким углом, в какой момент ослаблять какие болты. Это не бюрократия, это выстраданные на практике алгоритмы безопасности. На их сайте, https://www.sddscrane.ru, видно, что продуктовая линейка огромна, и для каждой модели — свой подход. Универсального рецепта нет.
Говоря о разряде, нельзя не упомянуть состояние самого крана. Износ узлов — главный враг. Особенно износ резьбовых соединений, тех самых 'глухих' гаек на соединениях секций мачты. Их часто 'прихватывает' коррозией. И вот ты стоишь с гайковертом, а она не идет. Ситуация штатная, но требует правильного решения: не рвать, а использовать проникающую смазку, нагрев (осторожно!), специальные инструменты. Бывало, 'срывали' резьбу, и тогда проблема превращалась в головную боль: нужно было высверливать шпильку прямо на высоте.
Второй критичный момент — строповочное оборудование и такелажная оснастка. Канаты, траверсы, захваты. Их состояние проверяют перед началом работ в обязательном порядке. Я видел, как лопался канат на вспомогательной лебедке при подъеме стрелового элемента. К счастью, элемент уже почти лежал на земле. Причина — внутренний излом, 'усталость металла'. Визуально канат был нормальный. После этого случая наша бригада стала требовать свежие сертификаты испытаний на весь такелаж, даже если его предоставляет заказчик.
Кстати, о производителях. Когда оборудование изначально спроектировано с учетом не только сборки, но и будущего разряда, работать легче. Смотрю иногда на конструкции от того же Диншэн: там бывают продуманы монтажные проушины, удобные точки для строповки секций, понятная маркировка. Это мелочи, но они экономят часы работы на высоте и снижают риски. Как они пишут в своем описании, они занимаются полным циклом — от проектирования до обслуживания. Вот это 'проектирование' как раз и должно включать в себя мысли о том, как эту махину потом безопасно снимать.
Самая совершенная инструкция ничего не стоит без грамотного звена монтажников-высотников и крановщика. Здесь должна быть абсолютная слаженность. Сигналы, команды — всё должно быть отработано. Радиосвязь — обязательно. Я был свидетелем ситуации, когда крановщик не расслышал команду 'стоп' из-за шума ветра, а сигнальщик отвлекся. Чуть не прижали секцией рабочую площадку. Вывод: дублирование команд жестами и по рации, постоянный визуальный контакт между всеми участниками.
Ответственный производитель работ (ППР) — это мозг операции. Он не только следит за планом, но и постоянно оценивает риски: ветер усилился — делаем паузу; болт пошел туго — оцениваем причину, не форсируем события. Хороший ППР имеет за плечами не только бумаги, но и свой собственный опыт неудач. Он знает, что идеальных условий не бывает, и умеет импровизировать в рамках безопасности.
И ещё один момент — документальное сопровождение. Акт о готовности крана к разборке, наряд-допуск, журнал инструктажей. Это не 'отчетность для галочки'. Это инструменты, которые заставляют всех участников еще раз мысленно пройти весь процесс, отметить опасные факторы. Перед началом разряда башенного крана мы всегда собираемся всей бригадой и 'проигрываем' ключевые этапы по схеме. Это спасало от многих ошибок.
Расскажу про один сложный случай в плотной городской застройке. Кран стоял так, что для его разборки не было возможности подогнать автокран достаточной грузоподъемности — мешали коммуникации и соседние здания. Пришлось использовать метод 'самоопускания' с помощью гидродомкратов и специальной обечайки. Это ювелирная работа. Каждый миллиметр опускания нижней секции контролировался. Работали ночью, когда ветер минимален. Тогда я в полной мере оценил важность точной проектной документации на кран, где указаны все точки приложения усилий для такого нестандартного разряда.
Другая частая, но от того не менее опасная проблема — 'непредвиденные находки'. При разборке узлов обнаруживается, что предыдущие монтажники (а часто кран берется в аренду) что-то 'доработали напильником': где-то поставили нештатный болт, где-то срезали мешающий, по их мнению, выступ. Это мины замедленного действия. Такая 'самодеятельность' может привести к перекосу при разборке или внезапному заклиниванию элемента.
Отсюда вывод: если есть возможность, заказывать разборку и последующий монтаж у одной организации, которая знает историю оборудования. Компании-производители, которые, как ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование, предлагают услуги по монтажу, преобразованию и техническому обслуживанию по полному циклу, в этом плане более надежны. Они отвечают за оборудование 'от и до', и у них есть заинтересованность в том, чтобы разборка прошла чисто, ведь потом этому же крану, возможно, предстоит работать на другом объекте.
Для многих башенный кран — символ начала строительства. Его сборка — это всегда праздник, точка отсчета. А вот разряд башенного крана — это финальный аккорд, знак того, что объект готов. И этот аккорд должен быть чистым. Это не менее ответственная и сложная работа, чем монтаж. Требующая такого же, если не большего, внимания к деталям, состоянию техники, подготовке людей и погодным условиям.
Опыт приходит с годами и, увы, часто через мелкие аварийные ситуации. Главное — делать из них правильные выводы, не повторять ошибок, делиться знаниями с молодыми. Не гнаться за скоростью, потому что сэкономленный час при разборке может обернуться неделями простоя из-за аварии или человеческими жертвами.
Смотрю на современных производителей, изучаю их сайты, вроде sddscrane.ru, и вижу, что тема безопасности при монтаже и демонтаже выходит на первый план. Появляются новые системы дистанционного контроля натяжения канатов, улучшенные конструкции соединений. Это радует. Потому что в нашей работе любое усовершенствование, которое снижает риски на высоте, — это бесценно. В конце концов, мы все хотим вернуться с работы домой целыми и невредимыми, оставив на площадке только ровно уложенные в контейнер секции крана — результат грамотно проведенного разряда.