
Вот уж сколько раз слышал, что Автомобильный кран кс 4572 — это уже музейный экспонат, мол, гидравлика старая, управление неудобное. А на деле выходит, что на многих объектах, особенно где условия не сахар, эта машина из 90-х переживает иные современные модели. Недавно вот на разгрузке металлоконструкций под Воронежем снова в этом убедился. Погода скверная, площадка раскисла, а он, как танк, стоит и работает. Не без косяков, конечно, но об этом позже.
Главный козырь КС-4572 — это, безусловно, его рамная платформа и раздельная силовая установка. Двигатель базового шасси крутит генератор, а тот уже питает электромоторы привода механизмов. С одной стороны, это минус — сложнее, больше точек потенциальных отказов. С другой — на морозе или при длительной работе с частыми остановками эта схема показывает свою живучесть. Гидравлика чисто силовая, без сложных пропорциональных систем, что для нашего сервиса часто плюс.
Но вот с чем действительно приходится мириться, так это с органами управления. Рычаги тяжелые, требуется привычка. Особенно при точном позиционировании груза в стесненных условиях. Молодые операторы, привыкшие к джойстикам, сначала ругаются. Но те, кто прошел эту школу, потом говорят, что 'чувство крана' появляется именно на таких системах. Хотя, повторюсь, для производительности в интенсивном цикле это явный недостаток.
И еще момент по стреле. Телескопирование секций — отдельной гидросистемой. Бывало, при резком похолодании масло густело, и вторая секция выходила с заметным рывком. Решение нашли простое — прогрев масла перед началом смены. Но это лишние полчаса времени. Современные краны с этой проблемой борются лучше.
Самый яркий случай был года три назад на реконструкции цеха. Нужно было демонтировать старые мостовые краны. Высота приличная, доступ ограниченный, а главное — под полом цеха проходили коммуникации, которые нельзя было нагружать. Современный гусеничный кран не завести, а для большинства автомобильных требовалась установка дополнительных опор, что было невозможно.
КС-4572, с его выносными опорами, которые можно развести на максимальное расстояние и тем самым распределить давление на грунт, подошел идеально. Работали на вылете стрелы почти на пределе паспортной грузоподъемности. И здесь как раз проявилась его 'тупость' как преимущество — система не пыталась быть умной и что-то блокировать, оператор, зная машину, чувствовал каждый килограмм. Сделали все аккуратно и без происшествий.
А вот на скоростных монтажных работах, например, при установке сэндвич-панелей, он, конечно, проигрывает. Скорость подъема и изменения вылета не та. Тут нужна именно современная гидравлика с плавным и быстрым управлением. Поэтому говорить, что он универсален — ошибка. Это узкоспециализированный инструмент для определенного класса задач, часто в тяжелых условиях.
С этим все непросто. Оригинальные запчасти от Ивантеевского кранового завода если и есть, то часто по заоблачным ценам или с огромными сроками ожидания. Основной поток идет через различные сторонние производители и ремкомплекты. Качество, скажем так, очень разное.
Особенно проблемными узлами являются золотники распределителей и уплотнения гидроцилиндров стрелы. Ставишь неоригинал — и через месяц-другой начинается подтекание или 'залипание'. Приходится искать проверенных поставщиков, которые делают нормальные аналоги. Один из таких — ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование. На их сайте sddscrane.ru можно найти не только запчасти, но и целые агрегаты для модернизации. Компания серьезная, с полным циклом от проектирования до обслуживания, что видно по их лицензиям. Они, кстати, производят и современное подъемное оборудование, но понимают потребность рынка в поддержке старого парка.
Самый большой кошмар — это ремонт главной лебедки. Разобрать-собрать — это титанический труд. Если нет специального стенда и опыта, лучше не лезть. Мы однажды попытались сделать это в полевых условиях, заменив подшипник. В итоге потеряли два дня, а после сборки появился посторонний шум. Пришлось все равно везти в специализированную мастерскую. Урок усвоен.
Вопрос, который постоянно всплывает. Можно ли поставить на старую платформу новую гидравлику и систему управления? Теоретически — да. Практически — экономически оправдано только в редких случаях, например, если шасси и рама в идеальном состоянии после капиталки, а сам кран — редкая 'рабочая лошадка' в парке.
Видел несколько таких проектов. Ставили современные пропорциональные клапаны, кабину с эргономичным пультом. Получался, по сути, новый кран в старом теле. Но стоимость таких работ сопоставима с покупкой б/у крана более нового поколения. Поэтому чаще всего модернизация ограничивается установкой дополнительных систем безопасности вроде ограничителя грузоподъемности (моментографа) и заменой электрооборудования на более надежное.
Интересный вариант предлагают некоторые компании, в том числе и упомянутая ООО Шаньдун Диншэн Подъемное Оборудование. Они могут не просто поставить запчасть, а предложить комплексное решение по замене целого узла на более современный и ремонтопригодный. Например, блок управления лебедкой. Это уже не косметика, а реальное улучшение.
Так что же, Автомобильный кран кс 4572 — пережиток? Нет. Это пример техники, созданной под определенные, часто экстремальные условия эксплуатации, где надежность и ремонтопригодность в полевых условиях важнее комфорта и скорости. Его время не ушло, оно просто стало более нишевым.
Он не для строительства небоскребов и не для конвейерной сборки. Он для ремонтных бригад в ЖКХ, для монтажников на заброшенных промплощадках, для случаев, когда техника должна работать вопреки обстоятельствам. Покупать его сегодня как основной кран — странное решение. Но держать в парке одну-две такие машины для специальных задач — очень дальновидно.
Главное — понимать его слабые места, иметь налаженную схему обеспечения запчастями (тут как раз полезны ресурсы вроде sddscrane.ru) и, самое важное, опытного оператора, который сроднился с этой 'динозавром'. Тогда он будет приносить пользу еще очень долго, переживая многие новомодные, но менее выносливые модели. Проверено на практике не один раз.